среда, 24 сентября 2008 г.

Подарки На новоселье

В старину очень серьезно относились к новоселью. Наши предки пытались селиться в домах, где уже жили люди. На этот счет люди даже придумали пословицу: "Покупай шубу шитую, а дом житую".

Наши предки пытались не строить дом на месте старого дома, последний хозяин которого умер, не имея родных, или там, где старый дом был разрушен в результате стихийного бедствия. Также не строили дом там, где когда-то прятали людей (то есть на месте прежнего кладбища) и где раньше проходила дорога или стояла баня.

Широко распространен был обычай приносить жертву ради будущего благополучия в новом доме. Как правило, такими жертвами становились конь или петух. "Строительная жертва" как бы передавала дому свою форму, помогала создать из первобытного хаоса что-то разумно организовано. Так что "коньки" и "петушки" на крышах российских домов делали никоим образом не "для красоты".

Черепа коней и петухов закапывали в ямку, над которой в будущем будет располагаться или так называемый "красный угол" - само священное место в доме, где стояли иконы и проходило все благочестивое застолье, или под порогом, чтобы зло не сумело проникнуть в дом.

Одно из найпоширенiших российского народного поверья, связанного с новым домом, утверждает, что новое жилье непременно "возьмет" жертву из числа своих обитателей. Для того, чтобы это не состоялось, наши предки пытались хоть мало мало, но не достроить жилье. с этой же целью первыми впускали в дом кошку или петуха, а те, кто побогаче, приглашали неправославных (евреев, немцев и др.).

В прежние времена найчастiше въезжали в новый дом только после того, как священник его освятит. Потом почти во всех селах хозяева переносили зi старого дома в новый огонь, тем самым желая, чтобы новый дом был таким же уютная и теплым, как и старый, и, чтобы магическая сила огня оберегала новый дом от несчастий. Этот обряд происходил еще и для того, чтобы позвать в новый дом домового, что, по поверью, если его не позвали с собой хозяева, будет продолжать жить в старом доме, страдая и плачу ночами.

Домовой, по народному поверью, был хранителем и сторожем не только самого дома, но и всех в нем живучих. Жил он найчастiше в печки, любил коней и кур, часто ночами игрался, садясь на грудь сонным хозяевам или расхаживая в виде хозяев у дома. Наши предки верили, что домовые всегда предупреждают их об опасности, которая угрожает, потому научились расшифровывать тайные послания домовых.

Да, считается, что, если гремит домовой посудой - предупреждает о возможном пожаре, слышится плач домового - к горю и смерти. Если в трубы на крыше заигрывает в заслонку - будет суд через какое-либо дело и обиду; обольет кого-нибудь ночью - занеможет человек; подергает за волосы - к возможной семейной ссоре между мужчинами и даже рукоприкладством. К радостей домовой скакає, песни поет, смеется; иногда, приграючи на гребенке, предупреждает о свадьбе в семье.

В некоторых местностях домового наделяют семьей: доманя, жена домового, живое в подполье, а домовенок, сын, живое вместе с отцом около печки. Домовой не любит ленивых, потому хозяевам, в доме которых грязно и неуютно, он будет всячески вредить. Зато, если хозяева работящие и опрятные, домовой, по народному поверью, помогает и советом и делом вплоть до того, которое мешает тайным грехам супругов.

В новый дом первыми после священника (а иногда и перед ним) входили кошка и петух. Если кошка вела себя спокойно и принималась обнюхивать незнакомое помещение, новоселы входили в дом с иконой и хлебом с солью. Если же петух, который зашел в новый дом, кукарекал, выходит, жить в новом доме семья будет сыта и счастливо, думали наши предки. В этот же день праздновалось и новоселье.

Ранее новоселье праздновалось с неменьшим размахом, чем свадьба: приглашались родственники, соседи, друзья, священник и строители этого дома. Все гости непременно были с хлебом и солью и даровали новоселам по ложке. В некоторых губерниях принято было приносить с собой на новоселье рожь, ячмень и овечью шерсть как пожелание хозяевам, жить сытое я много. Хозяева нового дома у дверей встречали гостей также из хлiбом- солью и приглашали их к стола.

Угощение на новоселье мало символический смысл: пироги, которые предсказывали красивые отношения с будущими соседями, какое-либо блюдо из курицы, например "богатые" щи на курином бульоне (чтобы денег было - курицы не клюют), жареный поросенок - символ богатства дома и так далее.

В конце застолья принято было выпивать к дну чашу за здоровье хозяина и хозяйки, что не сделал этого считался врагом. Осушая чашу, желали хозяину: "Удачи, победы, здоровье, и, чтобы в его врагах из крови не больше, чем в этой чаше".

Подарки на новоселье принято было вручать непосредственно перед отходом, видимо, для того, чтобы гостям опять из в этот дом. В отличие от свадебной традиции на новоселье было не принято даровать деньги, часто такой подарок могли расценить даже как обиду.

Подарок должен был быть дорогим, длительного пользования и предназначенным для всей семьи. Это могло быть что-то из домашнего быта - мебель, посуда, всяческие кухонные принадлежности. Например, в народном сознании стол осмысливалась как "Божья ладонь", дарующая хлеб насущный, потому стол всегда был желаемым подарком. Для того, чтобы новоселы жилы много и счастливо, им даровали чаши, горшки, подковы, мех и овечью шерсть, петуха, цыплят.

Комментариев нет: