четверг, 13 ноября 2008 г.

Культура речи учителя

Культура речи - широкое и объемное понятие, но прежде всего это - грамотность построения фраз, простота и понятность изложения, выразительность, которая достигается умением подобрать нужные слова и синтаксические конструкции и активным использованием основных компонентов выразительности устного вещания, - тону, динамика звучания голоса, темпа, пауз, ударений, интонации, дикции, правильное произношение слов, правильное использование специальной терминологии, не багатослів'я.
Несомненно, для успеваемости профессиональной деятельности учителя необходимыми являются такие черты его вещания, как безукоризненная дикция, соблюдение всех орфоэпичных норм современного украинского литературного языка, хорошо поставлен голос, умение руководить дыханием, то есть профессиональное владение техникой вещания.
Нельзя себе представить живого вещания без интонации. Каждое осмысление мысли, собственной или чужой, может быть правильно выраженно и так же воспринято слушателями лишь в том случае, когда чтец (вещатель) правильно использует все компоненты вещания (системы его звуков, складобудови, словесного ударения) и интонации (органического единства пауз, логической и эмоциональной функции ударений, мелодики, темпа, ритма и голосового тембра). Практические навыки "декодирования" интонации собеседника, умения использовать акустические средства влияния на слушателей, являются необходимыми для эффективного профессионального общения. Однако проблема заключается в том, что научиться интонации как утверждают психологи невозможно. Следует заметить, что искусственно созданная интонация замечается слушателями сразу, именно естественность интонации, ее соответствие ситуации общения есть ее главными коммуникативными преимуществами. Воссоздание заданной интонации ничего не учит, однако можно научиться слушать и понимать смысловые значения интонации собеседника, можно определить педагогические возможности использования интонационных средств, обнаружить спектр их упливів, соотнести эти возможности с особенностями определенного голоса, индивидуальности речевого поведения. Все это создает необходимую базу для совершенствования практических средств интонирования.

Комментариев нет: